Посетителям //
Календарь событий 2015

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА  МИХАИЛА ШМЫРОВА

посвящённая 60-летию художника откроется 25 декабря 2014 г. в 16.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Михаил Васильевич Шмыров родился 12 декабря 1954 г. в Брянской области. В 1979 году окончил с отличием реставрационное отделение Ленинградского художественного училища им. В.И. Серова. 1979-1985 – годы учебы в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на живописном факультете (мастерская народного художника СССР Е.Е. Моисеенко). С 1986 года преподает в Брянском художественном училище.

В выставках участвует с 1986 года (участник областных, зональных, региональных, республиканских, всероссийских и всесоюзных выставок). Член Союза художников России с 1990 года.

В 2002 году Михаил Васильевич награждён почетным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

Творчество Михаила Шмырова отличает многообразие жанров и сюжетов – тематические картины, портреты, пейзажи, натюрморты.

В экспозиции выставки наряду с живописными полотнами со сложным социальным и нравственным контекстом, представлены работы с камерными мотивами жизни «человека вблизи» со всеми подробностями окружающего внешнего мира.

В портретах художника ведущая тема – внутренняя, психологическая. Пейзажи Михаила Васильевича зачастую – поэтическое обобщение натурных впечатлений. В своих картинах художник отражает изменчивое состояние природы в разные времена года.

Ряд работ посвящен Великой Отечественной войне.

Работы М.В. Шмырова находятся в фондах Министерства культуры РФ, в собраниях российских музеев, в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

"НОВЫЕ  ПОСТУПЛЕНИЯ"

пресс-конференция и презентация новых поступлений в фонды ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр" состоится 29 января 2014 года в 14.00 в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

В январе 2014 года Министерство культуры Российской Федерации объявило о выделении дополнительных средств на пополнение государственной части Музейного фонда РФ, в связи с чем всем музеям, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, была предоставлена возможность подать на рассмотрение в Министерство культуры РФ свои заявки на пополнение фондов особо значимыми экспонатами, приобретенными за счет средств федерального бюджета.

В марте – июне 2014 г. сотрудниками Брянского областного художественного музейно-выставочного центра была проведена соответствующая работа по формированию необходимого пакета документов, после чего заявка на приобретение произведений отечественного искусства конца XIX-начала ХХ вв. поступила на рассмотрение Рабочей группы Министерства культуры РФ по вопросам приобретения музейных предметов. В октябре 2014 заявка ГБУК «БОХМВЦ» на приобретение экспонатов была одобрена и в декабре 2014 в фонды музея поступили три новых экспоната:

- Икона «Успение Пресвятой Богородицы». Конец XIX в. Рама: дерево, резьба, резьба сквозная, золочение на полимент, левкас. Оклад: латунь, серебрение, чеканка. Икона: дерево, левкас, темпера, олифа. 26,5х 22,5 см

- Геллер П.И. Портрет детей. 1913 г., холст, масло, 107х75,5 см.

(Петр Исаакович Геллер (1862-1933) – русский советский художник, работал в историческом, портретном и бытовом жанрах. Выпускник Императорской Академии художеств, участник выставок Санкт-Петербургского Общества художников, Общества художников им. А.И. Куинджи, Общества художников-индивидуалистов и др. После Октябрьской революции занимался, преимущественно, исторической и бытовой живописью).

- Кошелев Н.А. Этюд к картине «В поле». 1887 г., картон, масло, 22,5х29,5 см.

(Николай Андреевич Кошелев (1840-1919) - русский исторический, портретный и жанровый живописец, график, иллюстратор, иконописец, художник-монументалист. Сподвижник И.Крамского. Участвовал в росписях храма Христа Спасителя в Москве, за исполнение которых был признан академиком, а позже – профессором).

Пресс-конференция состоится 29 января 2015 года в 14.00 ч.

Презентация новых поступлений состоится 29 января 2015 года в 15.00 ч.

 

"НЕПОКОРЁННЫЕ"

выставка графических произведений работает с 30 января 2015 года в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Экспозиция выставки петербургских художников-графиков посвящена 71-й годовщине снятия блокады Ленинграда.

Беспримерное мужество рядовых ленинградцев, их стойкость, упорство и внутренняя сила нашли отражение в работах художников. Офорты народного художника СССР Ю.М. Непринцева, линогравюры заслуженного художника А.А. Ушина передают атмосферу блокадного Ленинграда 1941-1944 годов.

Пронзительная серия портретов Е.Д. Мартиллы имеет под собой документальную основу. Это дань памяти художницы, пережившей блокаду, ленинградцам, с которыми свела её судьба, среди которых был и Д.Д. Шостакович. Наброски к портрету были выполнены в 1944 году во время исполнения 7 симфонии в Ленинградской филармонии, где присутствовал сам композитор.

С портретов Е.О. Мартиллы на нас смотрят живые лики – её одноклассник Михаил Васильевич Лапишин, старая учительница Екатерина Николаевна Огнева, Ян Константинович Шабловский – создатель и восстановитель Ленинградского художественного училища.

В экспозиции выставки представлено 12 графических листов.

 

"ЗАЩИТНИКАМ ОТЕЧЕСТВА ПОСВЯЩАЕТСЯ..."

выставка, посвящённая 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, открывается 05 февраля 2015 года в 16.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». В экспозиции представлены живопись, графика и скульптура из фондов музея.

В залах экспозиции словно перелистываются героические страницы Великой Отечественной войны – от её трагического начала, обозначенного работой Н.И. Обозненко «Первые дни войны. Лето 1941 года» до бесславного для гитлеровцев завершения, увековеченного рисунком П.А. Чернышевского «Взятие Рейхстага».

Авторы большинства работ – художники военного поколения. Написанные в послевоенные годы картины проникнуты чувством исторической значимости Победы, достигнутой неимоверной ценой. С годами они все больше обретают силу подлинного исторического документа, исполненного драматического содержания.

Лаконично, жёстко и эмоционально воссозданная заслуженным художником РФ Л.Г. Кривицким атмосфера блокадного Ленинграда даёт возможность зрителю почувствовать всю тяжесть лишений, выпавших на долю ленинградцев. Монументальное полотно народного художника СССР Ю.М. Непринцева «Балтийцы» воспринимается как памятник подвигу балтийских моряков, отдавших жизнь, защищая Ленинград.

Воплощённая в изобразительном искусстве летопись партизанской борьбы, широка и подробна: места партизанских стоянок в картинах В.В. Лаворько, портреты командиров партизанских бригад А.М. Лобко – благодарная память партизанам Брянщины; картины Н.И. Обрыньбы, заслуженного художника РФ, посвящены партизанскому движению в Белоруссии.

Художники раскрывают в своих полотнах удивительные по силе людские характеры, драматические и героические судьбы, трудности, переживаемые страной, людское горе и страдание. Зритель становится свидетелем событий тех огненных лет, разделяя с художником скорбь о павших и радость возвращения к мирной жизни.

Все представленные на выставке произведения – благодарная память тем, кто своим мужеством и стойкостью духа приблизил День Победы и долгожданный мир.

 

"РЕТРОСПЕКТИВА"

персональная выставка Вячеслава Машина, посвящённая 70-летию художника откроется 18 февраля 2015 г. в 16.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Вячеслав Александрович родился 18 февраля 1945 года в пос. Навля Брянской области. В 1971 году окончил художественно-графический факультет Смоленского педагогического института (преподаватель заслуженный художник России В.Е. Самарина). С 1981 года живёт и работает в Брянске.

В выставках участвует с 1971 года (участник областных, зональных, региональных, всероссийских выставок). Член Союза художников России с 1998 года.

В 2002 году Вячеслав Александрович награждён почётным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».

Вячеслав Машин – автор универсального плана. Он обращается не только ко многим видам изобразительного искусства, но в их пределах работает в разных жанрах и с различными техниками и материалами. Это живопись и оригинальная графика, скульптура (круглая и рельеф), декоративно-прикладное искусство (резьба по дереву, роспись по ткани, комплексное оформление интерьеров) и даже монументальное (витраж).

В представленных на выставке жанровых композициях и портретах прослеживается философичность содержания, пристальное внимание к внутренней жизни героев, их душевному состоянию – закрытый мир человеческих душ, открытый для нас художником.

Особый раздел экспозиции составляет оригинальная графика, выполненная в смешанной технике. Экспериментируя, художник создаёт свою технологию, характерной особенностью которой становится плотный красочный слой, что ведёт к возникновению графически-живописного эффекта.

Работы В.А. Машина находятся в фондах ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр», в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

"УШЕДШИЕ МАСТЕРА. ВИКТОР МЕНЬКОВ"

откроется 03 марта 2015 г. в 17.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Выставка живописи, графики и монументального искусства из фондов Брянского областного художественного музейно-выставочного центра и собрания семьи, посвящается 75-летию со дня рождения Виктора Менькова.

В.Н. Меньков родился 21 февраля 1940 г. в д. Знаменка Орловской области. Знакомство с изобразительным искусством состоялось в изостудии орловского Дворца пионеров (руководитель В.Н. Воропаев). Первый успех пришёл в 14 лет, в 1955 г. его рисунки экспонируются на Всесоюзной выставке детского творчества в Москве и Международной выставке в Голландии.

В 1961 г. Виктор Николаевич окончил Палехское художественное училище им. М. Горького (диплом – декоративная пластина «Пробуждение Африки») и после службы в рядах Советской армии продолжил профессиональное образование в мастерской А.В. Казанцева на отделении монументальной живописи в Ленинградском высшем промышленно-художественном училище им. В. Мухиной (диплом – эскиз фрески ленинградского Дома политпросвещения «Агитаторы революции»). В 1977 г. В.Н. Меньков переехал в Брянск. В этот период художник участвовал в зональных, Всесоюзных и республиканских выставках. В 1974 г. вступил в Союз художников СССР.

Виктор Николаевич – автор ряда монументально-декоративных композиций для зданий и архитектурных ансамблей Брянска (рельефов, витражей, росписей, мозаик), во многом определивших художественный облик города.

Особый жанр в живописи Менькова – портрет. Каждому портрету соответствует свой характер и свои особенности как в изобразительном исполнении, так и в образном решении. В них «прячется» многоплановость, их невозможно свести к какому-то одному толкованию, образы ёмкие, усложнённые. Не менее привлекательны и натюрморты Виктора Николаевича. Они достаточно предметно вариативны, но среди них можно выделить те мотивы, к которым художник особенно привязан…

В.Н. Меньков – интересный, неординарный мастер, со своим лицом, глубоко личным восприятием действительности через призму лёгкой грусти и радостным, почти детским пониманием мира, острой тоской и всепрощающей иронией.

Умер В.Н. Меньков в Брянске в январе 2015 года.

 

"УШЕДШИЕ МАСТЕРА. ВИКТОР ВОРОБЬЁВ"

откроется 19 марта 2015 г. в 16.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Выставка живописи из фондов Брянского областного художественного музейно-выставочного центра, посвящается 90-летию со дня рождения Виктора Воробьёва.

В.В. Воробьёв родился 15 марта 1925 г. в г. Казани. Виктор Васильевич рос без родителей, детство его было отчаянным, как у беспризорника. Во время Великой Отечественной войны В. Воробьёв воевал на фронте в артиллерии. После войны он закончил Казанское художественное училище и поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (батальная мастерская М.И. Авилова, позже Ю.Л. Непринцева), с отличием его окончил. Дипломная работа «Хлеб нашли» была высоко оценена Государственной комиссией, картина перешагнула рамки дипломной работы, впоследствии она экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве (1957).

В 1956 г. В.В. Воробьёв переехал в Брянск. В этот период художник участвовал в выставках различного уровня. В 1960 г. вступил в Союз художников СССР.

В 1957 г. Виктор Васильевич создал «Народную изостудию» в ДК железнодорожников имени В.И. Ленина. «Школа В.В. Воробьёва» стала значительным явлением в художественной жизни областного центра. Через неё прошло свыше пятисот человек, более половины из которых в профессиональной деятельности связаны с изобразительным искусством, а 53 человека стали членами Союза художников России.

С именем В.В. Воробьёва тесно связано и развитие профессионального изобразительного искусства Брянска. Он находился у истоков создания Брянского отделения Союза художников РСФСР. В 50-60е годы XX века Виктор Васильевич был единственным художником, последовательно и успешно занимавшимся в Брянске сюжетной картиной. Это композиции на историко-революционную тему («Хлеб нашли» и др.), полотна, посвящённые Великой Отечественном войне («Сильные люди», «К своим», «Первый бой на границе» и др.). Мастерство их исполнения принесло автору заслуженную известность.

Умер В.В. Воробьёв 18 апреля 2006 года.

 

"САД ЛЬВА ТОЛСТОГО"

выставочный проект ФГУК «Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» откроется 13 марта 2015 г. в 14.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Лев Толстой прославил своё родовое имение не только литературным творчеством. Едва ли не главным украшением яснополянской усадьбы, предметом любования и гордости и поныне остаётся прекрасный яблоневый сад, раскинувшийся на сорока гектарах Ясной Поляны. Для Толстого это не было доходным предприятием, но не было и простым увлечением, это был такой же творческий акт, созвучный и сравнимый с написанием его великих романов.

Слово «творчество» восходит к слову «Творец» в высшем богословском смысле. Толстой утверждал, что человек здесь, на земле, призван к со-творчеству, к со-участию с Тем, Кто вызвал его из небытия в этот прекрасный мир природы. А потому и обязанность человека – делать «окружающую среду» красивее, добрее, гармоничнее, делать её достойной этого «лучшего из миров».

Толстой вырастил яснополянский сад, благоухающий весной и щедро плодоносящий осенью, окружил им с севера, юга, запада и востока свой дом и жил как первочеловек в этом райском Эдеме. В 1862 году он пригласил Софию Андреевну Берс разделить с ним своё счастье. Через год у них появился первенец, затем ещё и ещё…

Под сенью яснополянских яблонь выросло большое и дружное семейство, которое через много лет разлетелось по разным странам и континентам. Многочисленная семья Толстого стала живым и таким же плодоносящим садом. Ныне более двухсот человек носят славное имя русского писателя.

Общение с природой не ограничивалось для Толстого умозрительным наблюдением. Простой крестьянский труд был для писателя жизненной необходимостью. С самого начала хозяйственной деятельности у него возникла потребность привнести своё слово в усадьбу, созданную предками. Но если для деда писателя, князя Волконского, и частично для матери, создание парковых ансамблей имело, прежде всего, эстетическое значение, являясь данью времени, то для Льва Николаевича была важна ещё и практическая составляющая. Расширение яблоневых садов – это объединение красоты и пользы, сближение господского и крестьянского миров, и главное, возможность ощутить себя частью не только исторического, но и семейного пространства – создание садов было воспоминанием о предках (маменьке), но вместе с тем и напоминанием правнукам об их создателе.

И ещё один сад, обессмертивший имя Толстого – это сад его художественных произведений, сад его образов, символов, его героев. Там, где помнят юного Николеньку Иртеньева и князя Андрея Болконского, деда Ерошку и Пьра Безухова, Наташу Ростову и Катюшу Маслову, княжну Марью и Анну Каренину – там помнят имя их создателя.

Сад Льва Толстого в контексте данной выставки – это мир идеальной природы, к которому тянется человеческое существо. Сад Льва Толстого – это его дети, его книги и, конечно, сами яблони, как памятник Толстому садоводу и труженику, как источник постоянного вдохновения, как библейский символ и архетип вечного Древа Жизни.

 

"...ОХОТА ПИТАЛА И ЛИТЕРАТУРУ"

выставка, посвященная Году Литературы в России, открывается 20 марта 2015 г. в 14.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Уникальную коллекцию гравюр и литографий работы русских, английских и французских мастеров XVIII – первой половины XIX веков, посвящённых достаточно редкому направлению в искусстве – изображению темы охоты (животных, охотничьих сцен и трофеев), представляет из своего собрания Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново»».

И.С. Тургенев, будучи натурой широкой, любил в своей жизни многое: Россию и труд литератора, друзей и женщин, природу и дальние странствия, шахматы и музыку. Но страсть у него была одна – охота. Причем, как говорил сам писатель, порой она одерживала перевес над всеми остальными привязанностями. Свою страсть к охоте Тургенев называл и благородной, и наследственной, и «неистовой, неистомной и неизбывной».

Знаменитый писатель и не менее знаменитый охотник был хорошо знаком с лучшими охотничьими угодьями не только России, но и Европы. Его спутниками на охоте были поэты и писатели, ученые и художники, представители царствующих домов России и Германии. Среди них – великий князь Николай Николаевич, братья Лев и Николай Толстые, Н. Некрасов, А. Фет и Л. Ваксель, Луи Виардо и К. Мюллер. Рассказы всемирно известного цикла «Записки охотника» построены, во многом, на впечатлениях Тургенева от реальных событий и людей, с которыми писатель сталкивался во время своих охотничьих странствий.

 

"ПЯТЬ ЛЕТ В МУЗЕЕ"

выставка студии рисунка и акварели (для взрослой аудитории) Брянского областного художественного музейно-выставочного центра работает с 15 апреля 2015 года в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Пять лет назад в Брянском областном художественном музейно-выставочном центре Папсуева Татьяна Николаевна, мастер печатной графики (литография), член ВТОО «Союз художников России» стала наставником в студии рисунка и акварели для тех, кто мечтал освоить ремесло художника, развить в себе креативные навыки и раскрыть талант живописца.

Для студийцев занятия в залах музея в атмосфере непосредственной близости к полотнам настоящих мастеров своего дела, стали не вальяжным отдыхом, а стремлением найти свой собственный путь в жизни и творчестве, свои очень яркие, глубокие впечатления доверительно перенести на холст.

Музейная студия даёт возможность начинающим художникам держаться вместе, осознать уверенность в своих силах и выйти со своими работами к людям. Студия рисунка и акварели оказалась общностью умельцев, которые хотят говорить, спорить, раскрывать друг другу душу и делиться мыслями и идеями, как во времена мастеров прошлых столетий, когда и у зрителя горели глаза, когда картина давала повод разгораться самым жарким спорам. И таких желающих с каждым годом в студии Брянского областного художественного музейно-выставочного центра появляется все больше и больше. Участники пятой (юбилейной) выставки говорят, как много работ собрала экспозиция в этот раз: желание творить красоту, запечатлеть её на бумаге и холсте не угасает.

На выставке представлено около 40 работ студийцев, выполненных в разнообразных графических техниках и материалах. Акварельные творческие постановки с натюрмортами из даров природы, элементов деревенской жизни, атрибутов венецианского карнавала занимают основное место в экспозиции. Отдельного внимания заслуживают графические работы, созданные простым карандашом и пастелью…

Насыщенные или приглушенные тона, лёгкое прикосновение кисти или тонкая прорисовка – у каждого студийца своя манера письма. У кого-то уже сформировался свой стиль, а кто-то – только впитывает советы чуткого руководителя.

 

"ПОД СЕНЬЮ ДРУЖНЫХ МУЗ..."

выставочный проект Липецкого областного художественного музея, посвящённый году Литературы в России, откроется 12 марта 2015 г. в 16.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Липецкий областной художественный музей обладает богатой коллекцией произведений графического искусства, в частности, книжной иллюстрации.

Книжная графика – это один из видов графического искусства. К нему относятся, в частности, книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п., способствующие образному раскрытию литературного текста. Подлинно художественная иллю¬страция всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.

К понятию «иллюстрация» относят также и станковые рисунки, не связанные непосредственно с оформлением книги, являющиеся как бы вольной трактовкой художником литературного произведения.

Книжная иллюстрация, созданная художником как для книги, так и по мотивам литературных произведений, является зачастую самостоятельным произведением искусства, объектом интереса специалистов, предметом коллекционирования.

Выставка «Под сенью дружных муз…» вводит зрителя в удивительный мир русской классической литературы посредством изобразительного искусства. На ней представлены не только отдельные иллюстрации к произведениям русских поэтов и прозаиков, но и портреты самих писателей. Зрителям предстанет галерея знакомых с детства портретов А.С. Пушкина, С. Есенина, Л. Толстого, А. Бунина и др., созданных выдающимися отечественными мастерами графики, выполненные в различных графических техниках (офорт, линогравюра, ксилография, литография).

Среди авторов этих произведений художники-графики ХХ века – В.А. Фаворский, Б.Ф. Французов, С.С. Косенков, А.Г. Акритас и др.

На выставке также можно увидеть скульптурные портреты поэтов и писателей, выполненные в бронзе народным художником России, действительным членом Российской Академии художеств Ю.Д. Гришко.

 

"ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ВОЙНЫ"

выставка, посвящённая 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, открывается 11 марта 2015 года в 14.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». В экспозиции представлены более 40 фронтовых рисунков из фондов ФГБУК «Центральный Музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (г. Москва), посвященных событиям Берлинской наступательной операции, развернувшейся в период с 16 апреля по 8 мая 1945 г.

На выставке экспонируются работы художников-фронтовиков и военных корреспондентов, командированных на фронт от Студии военных художников имени М.Б.Грекова: Б.В. Щербакова, К.И. Финогенова, П.М. Чернышева, С.С. Урановой, Е.И. Комарова, С.И. Годыны и др. События, запечатленные ими — объективный, очень живой и непосредственный источник для воссоздания подлинной истории Великой Отечественной войны. Эти рисунки, полные искреннего чувства, человеческого тепла, наблюдательности, можно сравнить с правдивым и эмоциональным рассказом о людях, которые воевали и победили. Небольшие скромные карандашные портреты отличившихся бойцов, нарисованные в тесных блиндажах и окопах, печатались во фронтовых газетах, потом отсылались домой, где бережно хранились в альбомах как самые дорогие семейные реликвии.

Фронтовые рисунки — уникальные в своей искренности и достоверности произведения искусства. Они обладают удивительной способностью возвращать нас в прошлое — к трудным для страны военным годам, героическому сопротивлению и небывалым победам. Постепенно уходят люди, творившие нашу историю и художественную память о ней. Но в музейных залах, под стеклами экспозиционных витрин, в папках для хранения графики они остались навсегда, в любую минуту готовые шагнуть из прошлого в будущее.

Все представленные на выставке произведения – благодарная память тем, кто своим мужеством и стойкостью духа приблизил День Победы и долгожданный мир.

 

НОЧЬ ПОБЕДЫ

культурная акция, организованная Департаментом культуры Брянской области в рамках подготовки и проведения празднования в Брянской области 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. пройдёт 07 мая 2015 года в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Музей подготовил интересную программу: кинолекторий, интерактивное занятие для детей "Музей в чемодане", блиц-лекция, мультимедиа-гостиная и экскурсии. Музейная акция продлится с 20.00 до 24.00 ч.

Программа мероприятий:

20.30 – 23.30 ч. – экскурсионное обслуживание индивидуальных посетителей. Тематическая экскурсия «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны». Начало экскурсий: 20.30 ч., 22.30 ч. Тематическая экскурсия «Последние мгновения войны». Начало экскурсии в 21.30 ч. Сбор экскурсионной группы производится в фойе музея.

20.00 – 22.00 ч. – интерактивное занятие для дошкольников и младших школьников с родителями «Фронтовыми дорожками с Василием Тёркиным» (музей в чемодане). В игровой форме маленькие посетители музея познакомятся с элементами солдатского быта и службы, образцами снаряжения Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, услышат рассказ ведущего и станут непосредственными участниками познавательной игры.

20.00 – 21.00 ч. – лекторий для школьников «Полководцы Великой Победы. Маршал Г.К. Жуков» (Лагутина Л.В., зам. директора музея). Полководческое искусство Г.К. Жукова признано во всём мире. Не случайно за ним закрепилось звание Маршала Победы, именно он, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, от имени правительства СССР в ночь с 8 на 9 мая 1945 г. принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии. Четырежды Герой Советского Союза, великий полководец, Г.К. Жуков остался в истории как один из главных творцов Победы в Великой Отечественной войне.

21.00 – 22.00 ч. – блиц-лекция «Солдат и подснежник» (Клюева Е.П., директор музея). Знакомство с творческим миром Народного художника РСФСР, действительного члена Российской Академии художеств Бориса Михайловича Неменского через рассказ об одной картине («Дыхание весны», 1955 г., ГРМ). …Хрупкий мир пробуждающейся весенней природы открывается молодому бойцу, чутко вслушивающемуся в тишину утра, в момент передышки между боями: струящиеся в тумане берёзки, капельки вербы, золотые пушинки ольхи… Лекция сопровождается демонстрацией электронной презентации.

22.00 – 24.00 ч. – Кинолекторий «Советский кинематограф о Великой Победе». Вниманию зрителей будет представлен фильм Владимира Рогового и Владимира Златоустовского по сценарию Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта «Офицеры» (1971). Судьбы двух друзей — Алексея Трофимова и Ивана Вараввы — прослеживаются на протяжении многих лет. В 1920-е годы они вместе служили на пограничной заставе, бились с басмачами. Там они, будучи ещё совсем молодыми, на всю жизнь запомнили наказ своего командира: «Есть такая профессия — Родину защищать»… Потом Испания, Великая Отечественная война и мирные дни. Старые друзья снова встречаются, уже став генералами.

 

"ЭХ, ДОРОГИ..."

выставка станковых иллюстраций к поэме А. Твардовского «Василий Тёркин» работает с 01 мая 2015 года в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр». Торжественное открытие выставки «Эх, дороги…» и презентация интерактивного занятия для дошкольников и младших школьников «Фронтовыми дорожками с Василием Тёркиным» («Музей в чемодане») состоится 05 мая 2015 года в 11.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

Выставка графики из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра проводится в рамках подготовки и проведения празднования в Брянской области 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В экспозиции представлены станковые иллюстрации к поэме А. Твардовского «Василий Тёркин» художников-графиков Мосина Анатолия Герасимовича и Бруни Ивана Львовича.

С первого дня Великой Отечественной войны искусство начало бой с врагом. Громадная роль в патриотическом воспитании принадлежит художественной литературе. Книги, написанные и изданные в дни войны, исполнены великой жизненной правдой. Одной из самых любимых и читаемых книг о войне была и остаётся поэма А. Твардовского «Василий Тёркин», в которой автор с поразительной глубиной отразил духовное богатство и красоту личности воина – победителя.

«Голос» той эпохи, особенности мироощущения, поступки, переживания её людей, запечатлённые на страницах поэмы, нашли своё воплощение в иллюстрациях Мосина А.Г. Как и в эпическом сказе А. Твардовского разные лики войны показаны и в монументальных листах графика. Иллюстрации художника отражают драматическую остроту и напряжённость чувств, слияние героической патетики и лирического переживания, стремление к максимальной жизненной правдивости изображения и выражения. Графика Мосина А.Г. слитна со стилем и духом поэмы А. Твардовского. Сочетание конкретной определённости каждого человека и события с его многозначительной обобщённостью характерно и поэзии А. Твардовского, и графическим листам, иллюстрирующим поэму.

Основная тональность станковых иллюстраций, как и содержание поэмы А. Твардовского – оптимистическая, добрая, лирическая, несмотря на трагизм военной эпохи.

 

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

выставка, посвященная 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, открывается 17 апреля 2015 года в 13.00 ч. в ГБУК «Брянский областной художественный музейно-выставочный центр».

В экспозиции представлены уникальные документы и фотографии, связанные с жизнью Русской Православной Церкви в 1941-1945 гг., принадлежащие Московской духовной академии, Издательству Московской Патриархии, Российскому библейскому обществу, Звенигородскому историко-архитектурному и художественному музею, Историко-архитектурному и художественному музею «Новый Иерусалим», Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны, и др.

Огромной, но все еще мало изученной страницей в истории Великой Отечественной войны является участие в ней Русской Православной Церкви, которая во все дни военных испытаний была рядом с народом, духовно укрепляла воинов, благословляла их на ратные подвиги.

Несмотря на репрессии 1920-30 гг., жертвами которых стали десятки тысяч православных священнослужителей и мирян, Церковь с самого начала войны призвала верующих встать на защиту Родины.

Первым обратился к гражданам Советского Союза патриарший местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский). Его послание от 22 июня 1941 года знаменовало переломный этап во взаимоотношениях между Советским государством и Русской Православной Церковью.

Представленные на выставке документы раскрывают политику фашистской Германии по отношению к Русской Православной Церкви на временно оккупированных территориях СССР: свидетельствуют о разрушении и осквернении православных храмов и монастырей немецко-фашистскими оккупантами, разоблачают попытки гитлеровцев предстать в облике защитников религии. Например, особый интерес представляют фотографии кафедрального собора Смоленска, богослужения и портреты духовенства, снятые немецким офицером. Здесь же можно ознакомиться с рапортом священника Тимофея Глебова - единственного клирика, не покинувшего по приказу немецких властей оккупированный город и сохранившего смоленскую святыню - икону Божией Матери «Одигитрия».

Выставка рассказывает о патриотической деятельности представителей православного духовенства и верующих на фронте и на оккупированных территориях, о сборе средств на создание танковой колонны им. Дмитрия Донского, авиационной эскадрильи им. Александра Невского, танковой колонны им. Давида Сасунского (построена на средства армянских христиан). Огромные средства были перечислены верующими по призыву своих иерархов в Фонд обороны, Фонд помощи раненым, Фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. Всего сумма добровольных взносов верующих к концу войны составила около 300 млн рублей.

Фотографии и документы рассказывают о встрече Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) в Кремле 4 сентября 1943 года; об Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года, когда Патриархом стал митрополит Сергий; о возвращении из лагерей архиереев и священников, об открытии приходов, закрытых в 30-е годы, и духовных школ, о возобновлении издания «Журнала Московской Патриархии» об образовании и деятельности Совета по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР.

Во время всех войн Церковь особенно истово молилась о даровании побед и Божией помощи русскому воинству. И по сей день на каждом богослужении Русская Православная Церковь молится о властях и воинах страны, ежедневно возносит молитвы об упокоении душ всех, положивших на поле брани свою жизнь.

Выставка подготовлена и предоставлена ФГБУК «Центральный Музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (г. Москва).

Новости
11/04/2024

Выставочный проект в рамках международного фестиваля современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо

02/04/2024

Международная художественная выставка

20/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

31/05/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра