Посетителям //
Виртуальная выставка "Возрождённые лики"

В экспозиции виртуального экспозиционно-выставочного проекта представлены иконы из собрания музея, отреставрированные в 2009-2011 гг. в ходе реализации разработанного сотрудниками музея проекта «Реставрация икон из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра». Данный проект в течение трех последних лет Финансируется Министерством культуры РФ по федеральной целевой программе «Культура России».

Результатом этой работы стало возрождение к жизни  двенадцати икон XIX века, имеющих значительную культурную, историческую и художественную ценность. Большая часть этих икон передана музею в конце 1990-х гг. Брянской таможней, и уже на момент включения в состав музейного фонда находилась в плохом состоянии сохранности.

Реставрационные работы осуществлялись ООО «Музейный Раритет» (Москва), ООО «Музейное наследие» (Москва), художником-реставратором М.В. Шмыровым (Брянск).

Благодаря кропотливому труду опытных реставраторов посетители сайта музея могут увидеть  10 икон. Среди них – «Ветхозаветная Троица», «Распятие с предстоящими святыми», «Святой Архангел Михаил», Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской, особо почитаемые в России иконы «Богоматерь Феодоровская» и «Покров Пресвятой Богородицы», а также редкий извод иконы «Преподобный Иоанн Киево-Печерский Многострадальный с избранными святыми».

Особенностью данного выставочного проекта является возможность увидеть на фотографиях состояние этих икон до реставрации.

Две из двенадцати отреставрированных икон («Рождество Иоанна Предтечи» и Образ Пресвятой Богородицы «Троеручица») входят в состав раздела иконописи постоянной экспозиции музея.

 

Неизвестный художник. Икона «Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской».

XIX в. Дерево, грунт, масло. После реставрации


Неизвестный художник. Икона «Образ Пресвятой Богородицы Молдаванской». XIX в. Дерево, грунт, масло. До реставрации


Список с Молдавской Афонской иконы Божией Матери, называемой Самонаписавшаяся (Продромитисса).

В 1863 году игумен молдавского (позднее румынского) скита во имя святого Пророка Иоанна Предтечи на Афоне Нифонт с несколькими братиями отправился по делам скита в Молдавию. Одним из дел было приобрести для обители икону Божией Матери. С этой целью иноки стали искать художника, отличавшегося благочестием и воздержанием, чтобы заказать ему нужную икону. Такой художник, уже преклонных лет, Георгий Николаев, был найден в Яссах. Вначале работа шла хорошо, но когда художник закончил работу над облачениями и обратился к написанию ликов Божьей Матери и Иисуса Христа, то всякая попытка сделать оканчивалась неудачей. Иконописец отложил работу и провел ночь в усердной молитве. Подойдя к иконе утром, он с изумлением увидел, что лики Богоматери и Младенца Христа, над написанием которых он столько времени безуспешно трудился, уже готовы.

Самонаписание ликов на святой иконе произошло в июне 1863 года, а празднование в честь чудотворного образа было установлено 12 июля.

Икона хранится в Молдавском Богоявленском скиту, находящемся на Афоне.

 

Неизвестный художник. Икона «Троица Ветхозаветная».

Кон. XIX в. Дерево, левкас, темпера. После реставрации

 

Неизвестный художник. Икона «Троица Ветхозаветная».

Кон. XIX в. Дерево, левкас, темпера. До реставрации

 

Пресвятая Троица – одна из важнейших, не постигаемых разумом тайн христианства. Три ипостаси единого Бога – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В глубинном единстве этих сущностей – особый смысл, который составляет основу христианской веры. Сюжет иконы «Ветхозаветная Троица» основан на библейском рассказе о том, как старцу Аврааму и его супруге Сарре явились три ангела. Согласно Книге Бытия, праведнику Аврааму было обещано Богом, что он станет родоначальником великого народа. Но вот уж сто лет ему сравнялось, а детей все не было. Однажды к шатру под Мамврикийским дубом, где жил Авраам со своей женой Саррой, явились три странника. Хозяева радушно приняли гостей. Один из странников сказал: «Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры». И предсказание сбылось. Родился у Авраама и Сарры сын Исаак, а от него пошел целый народ…

Три странника, согласно христианскому учению, - это три лица Единой Неразделимой Троицы, явившиеся Аврааму и Сарре в виде ангелов. Каждая деталь на иконе имеет свой смысл: дом (шатер) – создание человека, символ рукотворного мира, скала – символ мира нерукотворного, дуб – символ жизни, стол для трапезы, за которым сидят ангелы – это алтарь, а чаша на нем – жертвенная.

 

Неизвестный автор. Распятие с предстоящими святыми.

XIX в. Дерево, левкас, темпера. После реставрации

 

Неизвестный автор. Распятие с предстоящими святыми.

XIX в. Дерево, левкас, темпера. До реставрации


Распятие – крестная смерть Иисуса Христа, великая искупительная жертва, принесенная воплотившимся Богом ради спасения всего рода людского. Это – кульминация не только Страстной Седмицы, но и всей земной жизни Христа. Образ Распятия – воплощение сути христианского вероучения, символ самой христианской веры.

Изобразить Распятие таким, каким оно должно запечатлеться в человеческой памяти, - великой жертвой, несущей надежду на спасение, - нелегкая задача, поэтому иконописный канон Распятия формировался довольно длительное время. Первые изображения Распятия появились в V-VI вв. и были весьма условны. Постепенно на иконах, запечатлевающих образ Распятия, стали появляться детали этого события, подробно описанные евангелистами. Канон, объединивший величие предстоящей победы Иисуса Христа над смертью с изображением предсмертных мучений, утвердился только к XI веку.

В центре иконы изображен крест с распятым Иисусом Христом. Над крестом - Бог Саваоф и парящие ангелы со свитками в руках. По бокам от креста стоят в позах скорби Богородица, любимый ученик Христа, Иоанн, римский сотник Лонгин, постигший праведность распятого, и сопровождавшие Богородицу сестра ее Мария Клеопова и Мария Магдалина. Позади предстоящих справа и слева изображены кресты с двумя разбойниками, распятыми вместе с Христом. Согласно Евангелиям, один из разбойников перед смертью уверовал, поэтому вокруг его головы также изображен сияющий нимб. Поросший травой холмик с черепом Адама у подножия креста символизирует гору Голгофу, на которой произошла казнь.

 

Икона «Преподобный Иоанн Киево-Печерский Многострадальный с избранными святыми». Нач. XIX в. Украина. Дерево, грунт, масло. После реставрации

 

Икона «Преподобный Иоанн Киево-Печерский Многострадальный с избранными святыми». Нач. XIX в. Украина. Дерево, грунт, масло. До реставрации

 

Преподобный Иоанн Киево-Печерский Многострадальный (XII век) принял постриг в молодые годы. Подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, где поселился в тесной пещере, отказался от одежды и носил на теле только вериги. Затем преподобный вырыл яму такой глубины, чтобы помещаться в ней до плеч, и во время Великого поста закопал себя, оставив свободными голову и руки. В этом состоянии И. подвергся нападению диавола в образе лютого змея, извергающего огонь. После горячей молитвы преподобного чудовище навсегда исчезло. Раздавшийся Божий глас повелел И. для освобождения от искушения молиться похороненному в пещере святому – Моисею Угрину, почитавшемуся за целомудрие.

Иоанн, чувствуя приближение смертного часа, сам приготовил для себя могилу, но не в длину, как обычно, а в глубину. Когда пришел его час, к чему он уже давно был готов, он, попрощавшись с братией, сам спустился в землю, но по воле Божией смог войти в нее только до половины. Именно в таком виде мощи преподобного Иоанна Многострадального пребывали в Ближних пещерах до начала ХХ века, когда они были переложены в раку.

Память святому совершается 18 июля, во 2-ю Неделю Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сентября – в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.

 

Неизвестный художник. Богоматерь Феодоровская.

Нач. XIX в. Дерево, левкас, темпера. После реставрации

 

 Неизвестный художник. Богоматерь Феодоровская.

Нач. XIX в. Дерево, левкас, темпера. До реставрации

 

Список Образа Феодоровской Богоматери – одной из самых древних русских святынь, известной с XII века.

Феодоровская икона Божией Матери замечательна как участием в важнейших событиях русской истории, так и преданиями, которые с ней связаны. Полное ее название – Богоматерь Феодоровская-Костромская. По легенде, 16 августа 1239 года князь Василий Ярсолавич Квашня, охотясь в костромских лесах, увидел икону на дереве. Со всеми почестями икону принесли в Кострому и установили в соборной церкви Феодора Стратилата. А вскоре стало известно, что прежде образ находился в Городце, но исчез оттуда после разграбления города Батыем. Накануне же обретения люди видели икону в руках воина в богатой одежде. Это был не кто иной, как святой великомученик Феодор Стратилат (римский воин-христианин, казненный за веру в IV веке) – он спас икону Богоматери от татар и вернул ее людям.

По другой версии икона всегда находилась в семье великих князей владимирских. Название она получила еще в конце XII века от великого князя Ярослава Всеволодовича, названного при крещении Феодором в честь Феодора Стратилата. А обретена еще раньше – старшим братом Ярослава в старой часовне близ Городца, где впоследствии был основан Городецкий Феодоровский монастырь.

Общерусская слава пришла к иконе Феодоровской Богоматери в начале XVII века. С нею и с образом Богоматери Владимирской явилось в Ипатьевский монастырь близ Костромы боярское посольство: уговаривать инокиню Марфу отпустить на царство ее сына Михаила Федоровича Романова.

14 марта (27 марта по новому стилю), день избрания на престол Михаила Романова, стал праздником Феодоровской иконы Божией Матери, а сама она – моленным образом царской династии.

 

Неизвестный художник. Покров Пресвятой Богородицы с двумя избранными святыми на полях. XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота. После реставрации


Неизвестный художник. Покров Пресвятой Богородицы с двумя избранными святыми на полях. XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота. До реставрации


Покров Пресвятой Богородицы – один из любимейших русских православных праздников. Впервые он был установлен в XII веке, во Владимиро-Суздальском княжестве. В основу его легло событие, согласно легенде, произошедшее в Константинополе в первой половине Х века.

Житие блаженного Андрея Юродивого повествует о явлении Богоматери во Влахернском храме, свидетелями которого были сам Андрей и его ученик Епифаний. Мария подошла к алтарю, помолилась за людей, а потом сняла с Себя плащ – мафорий – и, придерживая, распростерла его над всем народом, собравшимся в храме, словно хотела заступиться за него перед Спасителем и укрыть от возможных бед. Это чудо положило начало особой церковной службе в честь Богоматери. Первые иконописные изображения праздника появились в Суздале в XIII веке. К началу следующего столетия оформилось два варианта Покровской иконы: покров либо простерт над Богоматерью, либо она держит его в руках.

В центре композиции, в условном пространстве Храма Мария представлена в позе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Два парящих ангела поддерживают покров над Ее головой. Вокруг Богородицы стоят блаженный Андрей с его учеником, святые, апостолы и Иоанн Предтеча. Над всеми собравшимися в Храме в окружении ангелов и серафимов – благословляющий Спаситель.

 

Неизвестный художник. Архангел Михаил.

XIX в. Дерево, левкас, масло. После реставрации

 

Неизвестный художник. Архангел Михаил.

XIX в. Дерево, левкас, масло. До реставрации


Архангел Михаил – Архистратиг, Небесный воевода. Во главе ангелов он борется с сатаной и победит его в последней битве, которая грядет в конце времен. В образе облаченного в доспехи могучего полководца – воина Света – чаще всего изображается Михаил в русской иконописи.

Однако, существует и иная традиция: изображая Предводителя Небесного воинства, подчеркивать его милосердие и кротость. Сражаясь с Сатаной, Михаил ни в чем, как говорили в старину, не «приразился ему», сохраняя в противостоянии злу всю полноту добра.

Архангел Михаил – небесный покровитель воинов, бьющихся за правое дело. Нередко в старину его крылатая фигура украшала воинские шлемы. Верили и в то, что грозный враг сатаны, архангел Михаил сопровождает души умерших, отгоняя от них грозящую им бесовскую силу.

Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю. Отдельно совершается празднование 19 сентября по новому стилю в воспоминание чуда Архангела Михаила в Хонех.

 

Икона четырёхчастная Ветка. 2-я пол. XIX в.

Дерево, левкас, темпера. После реставрации

 

Икона четырёхчастная Ветка. 2-я пол. XIX в.

Дерево, левкас, темпера. До реставрации

 

В верхних клеймах находятся: Феодоровская икона Божией Матери и Огненное восхождение Святого пророка Илии с житием.

В двух нижних клеймах изображены избранные святые Косьма, Дамиан, Мария Египетская, апостол Андрей, Святые апостолы евангелисты Иоанн, Лука, Марк, Матфей.

В среднике – Распятие Господне с предстоящими святыми.

В верхнем центральном клейме – благословляющий Господь Саваоф.

На полях – избранные святые, соименные заказчикам. Среди них – Святой Архип и Василий Великий.

 

Икона четырёхчастная Ветка. 2-я пол. XIX в.

Дерево, левкас, темпера. После реставрации

 

Икона четырёхчастная Ветка. 2-я пол. XIX в.

Дерево, левкас, темпера. До реставрации

 

В клеймах находятся: Купина Неопалимая с житием, Боголюбская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери, Усекновение главы Иоанна Предтечи.

В среднике – Распятие Господне с предстоящими.

В верхнем центральном клейме – благословляющий Господь Саваоф.

На полях помещены избранные святые, соименные заказчикам.

 

Икона трёхчастная. 2-я пол. XIX в.

Дерево, левкас, темпера. После рестариции

 

Икона трёхчастная. 2-я пол. XIX в.

Дерево, левкас, темпера. До реставрации

 

Икона с избранными образами Пресвятой Богородицы – «Утоли моя болезни» (старообрядческий извод образа Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали») и образом Божией Матери «От наведения [порчи]».

В нижнем клейме изображены святые мученицы с Ангелом-Хранителем во главе.

 

 

Новости
11/04/2024

Выставочный проект в рамках международного фестиваля современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо

02/04/2024

Международная художественная выставка

20/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

31/05/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра