Новости //
50 ЛЕТ

Брянскому областному художественному музейно-выставочному центру полвека. Кажется срок небольшой, в сравнении с хронологическими данными центральных музеев России, но за этот период и произошло становление музейного собрания, сформировались его разделы, появились произведения известных авторов, которые теперь по праву считаются гордостью постоянной экспозиции и на которые, как на отправные точки российского искусства, сразу же обращают внимание зрители.

Но юбилей не только подведение определённых итогов, это ещё и взгляд в прошлое, в нашем случае в историю появления и развития музейно-выставочного центра, комплектации его фондов. Он был открыт в 1968 году, как преемник художественного отдела Брянского областного краеведческого музея. Именно художественным отделом, а также Художественным фондом Министерства культуры РСФСР, центру и было передано более 800 экспонатов, которые и послужили основой нового музейного образования, получившего название «Брянский музей советского изобразительного искусства».

В соответствии со статусом музея и его возможностями, работа по комплектованию коллекции сосредоточилась на произведениях современных советских художников (60-х – 70-х – 80-х гг.). И здесь нельзя не отметить деятельность на посту директора музея заслуженного работника культуры РФ Л. Удаловой, - благодаря её энтузиазму, и при ее непосредственном участии увеличилась и определилась главная часть фондов того периода.

Круг музейных запросов постепенно расширялся, возник интерес к более глубоким пластам советской и русской художественной культуры, и немаловажную роль в этом сыграли и безвозмездная передача рядом музеев, Министерствами культуры СССР и РСФСР картин русских художников ХIX века, и приобретение новых экспонатов у самих авторов, их наследников и частных владельцев. Новые направления в работе музея сказались и на его статусе, он преобразуется в Брянский областной художественный музей.

В 1985 году, в связи с тысячелетием Брянска, музею предоставили новое здание в центре города с полезной площадью в 2000 кв. м., что позволило ему открыть постоянную экспозицию, в которую вошли произведения разных видов изобразительного творчества практически всех исторически доступных периодов (до этого музей занимал незначительное помещение, где мог проводить только сменные тематические выставки из своих запасников и передвижные).

В 1995 году в Бежицком районе Брянска, в красивейшем особняке – редком образце русского провинциального модерна, построенного в начале ХХ столетия, был открыт филиал музея – «Музей братьев Ткачевых». А. и С. Ткачёвы – уроженцы Брянщины, народные художники СССР, действительные члены Российской Академии художеств, лауреаты Государственных премий СССР, авторы, имеющие мировое признание, передали в дар музею около 1000 своих живописных и графических работ.

Открытие филиала, а также активная выставочная деятельность – в музейных залах постоянно проходили и проходят выставки из Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, других ведущих музеев России, различных творческих организаций, известных мастеров и прошлого, и современного российского и зарубежного искусства, заметных брянских авторов, повлекли за собой новое изменение и в 2006 году музей вновь переименовывается, теперь уже в Брянский областной художественный музейно-выставочный центр. Это название он сохранил и в настоящее время.

Но 90-е годы и первое десятилетие 2000-х не были столь безоблачны в истории центра, как может показаться из нашего рассказа. В этот период центр, также как и вся российская культура, переживал кризис – сокращение финансирования на содержание здания и на пополнение музейной коллекции, постоянная смена директоров… не могли, естественно, положительно сказаться на его деятельности. К счастью, и это главное, центр был сохранен как отдельное учреждение культуры.

Следующий импульс в своём развитии центр получает с назначением на должность директора Е. Клюевой, до этого долгое время возглавлявшей «Музей братьев Ткачевых» и уже имевшей значительный опыт музейно-выставочной работы. Она оказалась человеком неравнодушным и энергичным и под её руководством группа молодых научных сотрудников сумела активизировать музейную жизнь и ввести новые современные формы обслуживания посетителей.

На начало 2018 года в музейных фондах насчитывалось свыше 10 тысяч единиц хранения иконописи, живописи, графики, скульптуры, сценографии, декоративно-прикладного и народного искусства, из которых более 600 произведений вошли в постоянную экспозицию головного музея и почти 120 – в экспозицию музея братьев Ткачёвых.

Два первых музейных зала отданы Древнерусской живописи, то есть иконописи. В основном здесь показываются работы мастеров ХIХ – начала ХХ вв., а также интересные образцы этого вида искусства ХVII – ХVIII вв. Большинство можно отнести к московской школе иконописи, её провинциальной ветви. Кроме того, Брянская область находится на стыке трех государств и поэтому на религиозные композиции этого региона, их изобразительную трактовку оказали влияние украинские и белорусские традиции, их стилевые особенности. К наиболее уникальным иконографическим образам, обладающим несомненной историко-художественной ценностью, следует причислить иконы «Архангел Михаил» (ХVII в.), «Господь Вседержитель» (ХVII в.), парное изображение в полный рост для иконостаса «Святая Юлиания и Святой мученик Василий Пресвитер» (конец ХVIII в.), предположительно принадлежащее кисти В. Боровиковского или кого-то из его учеников, редкие изводы Богородиц, например «Богоматерь Троеручица» (ХIХ в.), инкрустированная цветными эмалями и др.

Наиболее широко и весомо, и по качеству, и по количеству, и по именам авторов, в экспозиции представлена русская и советская живопись. Этот раздел охватывает период с середины ХIХ до конца ХХ вв.

Почти вся вторая половина ХIХ столетия прошла под знаком деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок», которое объединяло практически всех демократически настроенных художников, а, по существу, весь цвет русской изобразительной культуры. Полотна А. Саврасова, В. Поленова, В. Маковского, А. Киселева, Н. Богданова-Бельского, Е. Волкова, а также идеализированно-лирические пейзажи Ю. Клевера и других авторов достойно отражают этот отрезок времени в художественной жизни России. «Серебряный век» русского искусства (рубеж ХIХ – ХХ вв.) с его индивидуальным мастерством наглядно демонстрируют холсты А. Архипова, П. Петровичева, Л. Куклина и др.

20-е – начало 30-х годов следующего столетия характеризуются оживлением в художественной среде. Продолжают уверенно работать старые мастера, о чем говорят живописные композиции Г. Щегаля, Н. Крымова, А. Осьмеркина, А. Лентулова и др. «Русские сезанисты», бывшие участники объединения «Бубновый валет», продолжают развивать свой материально-фактурный подход, что просматривается в поздних холстах И. Машкова, В. Рождественского, А. Куприна, Р. Фалька… Появляются новые объединения, часто диаметрально противоположные, такие как «Ассоциация художников революционной России», с подчеркнутым интересом к документальному отображению действительности (В. Котов, П. Соколов-Скаля, В. Костяницын), «Общество станковистов», утверждающее условно-образное направление в искусстве (А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Лабас), «Маковец» (С. Романович, К. Зефиров, Н. Чернышев)…

Сложный военный период отражён в портретах Ф. Модорова, натюрморте Ф. Богородского, пейзажах Я. Ромаса и др.

Обращение к новому изобразительному языку, к совмещению в одной работе монументальных и станковых особенностей приводит в начале 60-х годов к возникновению так называемого «сурового стиля», что хорошо заметно в живописи П. Оссовского, И. Попова, П. Никонова…

Пейзаж 70-х годов разнообразен и разнопланов. Для того, чтобы в этом убедиться, стоит сравнить работы таких авторов, как Г. Нисский, В. Гаврилов, В. Стожаров, А. Тутунов, В. Сидоров и др. Их произведения – неотъемлемая часть экспозиции.

В 80-е – 90-е годы на одно из первых мест выходит стремление к ярко выраженному индивидуализму в искусстве, к авангардным тенденциям. Это разнополюсное мировосприятие невозможно не заметить в холстах А. Ситникова, Н. Нестеровой, Е. Струлёва…

Музейный раздел отечественной графики отличается обилием исполнительских техник: рисунки, акварели, смешанные материалы, печатные оттиски… Открывают его гравюры Ф. Зубова, современника Петра I, именно его мастерство художника и гравировальщика не только положило начало этому виду искусства в России, но и поставило его в один ряд с лучшими графиками Западной Европы. Наброски О. Кипренского, офорты И. Шишкина, В. Максимова, В. Поленова, виньеточные гравюры П. Соколова, рисунки пером и тушью К. Коровина, акварельные зарисовки Е. Лансере, цветные литографии, посвящённые Санкт-Петербургу, А. Остроумовой-Лебедевой, графические листы Ф. Малявина, исполненные в характерной для него размашисто-живописной манере, иллюстрации В. Серова к басням И. Крылова… Искусство книжной иллюстрации представлено работами художников, которых по праву можно назвать классиками этого вида графики советского периода: А. Кравченко, Ф. Константинова, К. Рудакова, В. Милашевского, Ю. Ворогушина, М. Таранова и др.

Наше представление об историко-хронологическом развитии российского искусства существенно дополняют скульптурные композиции А. Голубкиной, А. Андреева, В. Домогацкого, И. Шадра, С. Коненкова, И. Слонима, С. Лебедевой, Ю. Чернова и др. Они как бы сопровождают наш проход по музейным залам и расставлены не только в зависимости от датировки их создания, но и в соответствии с этапами развития творчества того или другого автора. На зрительское восприятие оказывает воздействие и разнообразие скульптурных материалов: дерево, тонированный гипс, шамот, мрамор, металл…

Особое место в музейном собрании занимает театрально-декорационное искусство. Несмотря на сравнительно небольшой количественный состав, среди авторов театральных эскизов много имен признанных мастеров сценографии, таких как А. Тышлер, Б. Волков, М. Курилко-Рюмин, Д. Афанасьев, С. Юнович… Их эскизы декораций и костюмов отличают высокий профессионализм исполнения, знание драматургического материала и его изобразительно-образное сценическое решение. Достаточно представителен круг киноэскизов к фильмам известных кинорежиссёров, вошедших в золотой фонд советской кинематографии: Л. Наумовой к «Ивану Грозному» (1942 – 1943, реж. С. Эйзенштейн), В. Богданова к «Каменному цветку» (1946, реж. А. Птушко) и «Войне и миру» (1966 – 1967, реж. С. Бондарчук), Б. Немечека к «Балладе о солдате» (1959, реж. Г. Чухрай), И. Новодережкина к «Андрею Рублёву» (1971, реж. А. Тарковский), Е. Куманькова к «Двенадцати стульям» (1971, реж. Л. Гайдай) и др.

Произведения декоративно-прикладного искусства занимают большой зал второго этажа музейного здания. Он встречает зрителей яркими всплесками цвета, обилием и разноликостью форм, бликующими гранями хрусталя, благородством фарфора, утончённой элегантностью стекла, несколько утяжелённой грацией керамических изделий.

Из самых ранних – пластика малых форм и вазочки конца ХIХ века, сделанных на Санкт-Петербургском Императорском фарфоровом заводе. Советское искусство представлено как мастерами старшего поколения (Б. Смирнов, А. Воробьевский и др.), во многом определившим пути развития этого вида творчества на современном этапе, так и молодыми талантливыми художниками. Для многих зрителей открытием станет композиция в стекле В. Мухиной, автора знаменитой монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница», которая долгое время была символом советского государства. Не пройдет зритель равнодушно и мимо наборов, сервизов, декоративных композиций, торжественных юбилейных ваз и сувениров художников Дятьковского хрустального завода (Брянская область) – одного из ведущих центров хрустального производства нашей страны.

К предыдущему разделу по своей специфике тесно примыкает народное творчество, так как почти все предметы, выходящие из рук народных умельцев, служат не только для украшения интерьеров, но и непосредственно используются в бытовых целях.

В экспозиции можно познакомиться с образцами игрушек известных народных промыслов Российской Федерации: Дымкова, Городца, Филимонова и др., а также с ткачеством и керамикой не только разных районов Брянщины, но и других регионов России, и главное для них – сохранение исконно национальных русских традиций в декоре, символике, технологии изготовления.

В том, что брянское профессиональное творчество находится в русле тех же поисков и тенденций развития современного российского искусства, наглядно демонстрирует музейная подборка произведений местных авторов, членов Союза художников России, в чем можно убедиться на примерах живописи народного художника Ю. Махотина, заслуженного работника культуры В. Андреева, заслуженных художников В. Волкова, Е. Воскобойникова, графических листов заслуженных художников Е. Антонова и Е. Кожевникова, скульптурных композиций А. Кобилинца и Н. Козловой, сценографических эскизов заслуженного художника Л. Захарова и заслуженных деятелей искусств Б. Ентина и А. Семичасного, декоративных работ в хрустале народного художника Е. Шувалова и заслуженного художника И. Мачнева и др.

Конечно, наше освещение музейного собрания не претендует на его полный обзор, да это было бы и невозможно в такой короткой статье, но все-таки надеемся, что сумели донести до читателя хотя бы общее представление о постоянной экспозиции и произведениях, хранящихся в музейных фондах.

Брянский областной художественный музейно-выставочный центр проводит большую экскурсионную и лекционную работу по пропаганде изобразительного искусства, организует различные профильные мероприятия и занятия по интересам для разных возрастных и социальных групп, как-то: презентации, круглые столы, мастер-классы, музейно-педагогические занятия, творческие вечера и концерты, конкурсы детского творчества. При центре действуют лекторий выходного дня, детская художественная студия, клуб традиционной тряпичной куклы «Параскева» со взрослой и детской мастерскими и др. Сотрудники центра целенаправленно и последовательно занимаются научной и издательской деятельностью, только за последнее время увидели свет каталог «Век минувший, век нынешний» (2013), полный каталог «Музей братьев Ткачёвых» (2015), единственный в России альбом-каталог «Художники театра и кино. ХХ век.» (2016). Все это и многое другое, незатронутое в нашем небольшом рассказе, делают центр одним из основополагающих и знаковых учреждений культурной среды Брянска и достаточно заметным явлением в художественной жизни Центрального Федерального округа России.

В. Рысюков,

искусствовед,

член Союза художников России,

заслуженный работник культуры РФ

Новости
30/07/2018

ГБУК "Брянский областной художественный музейно-выставочный центр"

03/09/2018

выставка акварельных работ Натальи Туруновской (г. Москва) из фондов музея-заповедника Ф.И. Тютчева "Овстуг"

01/09/2018

участник IV Всероссийского фестиваля детских музейных программ "Онфим собирает друзей" (г. Великий Новгород)

08/09/2018

выставка живописи, графики и скульптуры из фондов ГБУК "БОХМВЦ"

15/06/2014

декоративно-прикладного творчества объявляет набор детей 4-8 лет

27/10/2014

посещайте музей с 18.00 до 20.00 и получайте графический планшет

27/01/2015

виртуальный выставочный проект работает с 01 февраля на странице сайта "Посетители/Выставка "Скульптура в собрании БОХМВЦ"

22/01/2015
"ЮБИЛЕЙ ХУДОЖНИКА"

виртуальный выставочный проект работает с 26 января на странице сайта "Посетителям/проект "Юбилей художника"