Новости //
ФЕНОМЕН КНИЖНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

виртуальная выставка произведений графики из собрания
Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

 

Книжная иллюстрация как вид художественного дополнения текста возникла очень давно и прошла долгий и сложный путь развития, став в сознании современного человека неотъемлемой частью книги. Ключевая функция иллюстрации – передача эмоциональной атмосферы литературного произведения, визуализация героев или демонстрация значимых объектов повествования. Зачастую, именно благодаря помещенным в тексте изображениям мы не только запоминаем описанные события, но и ярче представляем прочитанное, глубже проникаем в замысел автора. Хотя, бывает, случается и диссонанс между картинами, рисуемыми воображением читателя и образами, созданными художником-иллюстратором.

Традиция иллюстрирования текстов насчитывает тысячелетия. Древнейшие сохранившиеся до наших дней иллюстрированные литературные произведения, – папирусы с гимнами и религиозными текстами, – были созданы в Древнем Египте. Позднее иллюстрации как дополнение к повествованию мы встречаем в византийских, древнерусских и европейских средневековых рукописях. Часто и текст, и иллюстрация выполнялись одним и тем же человеком вручную. Такие книги создавались в одном экземпляре и стоили очень дорого, являясь по сути предметом роскоши.

С появлением книгопечатания в Европе с XIV века появляется гравюра, что позволяет не только сделать книгу более доступной для приобретения, но и помогает разделить авторство. С этого момента иллюстрациями занимаются профессиональные художники. Есть свидетельство, что изначально иллюстрации включали в текст, позднее их стали печатать с отдельных деревянных досок (ксилография – древнейшая техника гравирования на дереве). В XVIII веке ей на смену пришли усовершенствованные способы печати, связанные с физико-химическими (литография) и фотомеханическими процессами (цинкография, автотипия, трехцветная печать), что существенно обогатило способы создания иллюстрации.

С течением времени и эволюцией художественного мышления иллюстрация выделилась в самостоятельный вид графического искусства, который получил название «книжная графика». Так с XVIII века известна практика отдельных изданий иллюстраций к популярным литературным произведениям, а в конце XIX – начале XX веков, как в зарубежной, так и в отечественной книжной иллюстрации проявляются различные художественные стили.

Выдающимся мастером иллюстрации, а также теоретиком этой области изобразительного искусства был Владимир Андреевич Фаворский, – мастер портрета, ксилографии и книжной графики, сценограф, искусствовед, теоретик искусства, педагог. Им созданы иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина, У. Шекспира, Р. Бернса, к «Слову о полку Игореве» и другим произведениям. В Брянском областном художественном музейно-выставочном центре хранятся более двадцати работ авторства этого художника. В их числе иллюстрации к таким литературным произведениям как «Женьшень» М.М. Пришвина, «Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса, русским былинам «О трех богатырях», «Садко» и другим.

В. Фаворский возродил классическую чёрно-штриховую гравюру на дереве и создал отечественную школу книжной иллюстрации, имевшую множество последователей. Учениками Фаворского были такие выдающиеся художники как А. Дейнека, Ф. Константинов, Ю. Пименов, А.Тышлер.

 

Фаворский В.А. 
Иллюстрация к поэме Леси Украинки. 1955

 


Фаворский В.А. Боян
Иллюстрация к "Слову о полку Игореве". Сер. ХХ в.


К числу известных советских художников-иллюстраторов принадлежит и Николай Иванович Калита. За годы своей профессиональной деятельности он проиллюстрировал более 150 книг. Активно сотрудничая с такими крупными издательствами как «Советский писатель», «Художественная литература», «Молодая гвардия», создал более 2000 гравюр. В собрании Брянского областного художественного музейно-выставочного центра творчество Н. Калиты представлено иллюстрации к повестям А. Алтаева (творческий псевдоним Маргариты Владимировны Ямщиковой (1872-1959) – русской советской детской писательницы, публициста, мемуариста, автора более 150 книг).

 

Калита Н.И. Восставшие
Иллюстрация к книге А. Алтаева "Повести". 1957

 

 

Калита Н.И. На площади
Иллюстрация к книге А. Алтаева "Повести". 1957

 

 

Калита Н.И. Пожар
Иллюстрация к книге А. Алтаева "Повести". 1957


Еще один выдающийся отечественный график и книжный иллюстратор, чьи работы хранятся в коллекции музея – Анатолий Герасимович Мосин. Его авторству принадлежат иллюстрации к таким произведениям как «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролла, «Хождение по мукам» А. Толстого, «Очарованный странник» Н. Лескова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Тихий Дон» М. Шолохова и др.

Незаурядность художественного таланта, виртуозное владение тонким штрихом отражаются в выразительности рисунка и в самобытной передаче образа главных героев.

 

Мосин А.Г. Расплата
Иллюстрация к поэме А. Твардовского "Василий Тёркин". 1967

 

 

Мосин А.Г. Гармонь
Иллюстрация к поэме А. Твардовского "Василий Тёркин". 1967


К числу блестящих отечественных художников-графиков принадлежит и Ольга Александровна Биантовская. Ею созданы иллюстрации к произведениям А. Пушкина, Л. Толстого, А. Чехова, Ч. Айтматова, В. Шишкова и др. Работы О. Биантовской построены в большинстве своем на тоновых соотношениях, усиливающих драматический и эпический характер иллюстрации. Подобный подход в передаче характеристик главных героев делает их живыми и эмоциональными, что является отличительной чертой произведений автора.

 

Биантовская О.А. Сплетни
Иллюстрация к роману Л. Сейфуллиной "Виринея". 1969

 

 

Биантовская О.А. В бараке
Иллюстрация к роману Л. Сейфуллиной "Виринея". 1969

 

 

Биантовская О.А. Павел говорит
Иллюстрация к роману Л. Сейфуллиной "Виринея". 1969

 

Иллюстрации Аминадава Моисеевича Каневского, – одного из крупнейших отечественных художников-графиков, автора многочисленных карикатур и сатирических плакатов, а также создателя знаменитого образа Мурзилки для одноименного советского детского журнала, – наверняка знакомы многим. Для миллионов маленьких читателей его работы стали неотъемлемой частью горячо любимых книг: «Мойдодыр» и «Тараканище» К. И. Чуковского, «Кошкин дом», «Вот такой рассеянный», «Вакса-Клякса» С. Я. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова и других, знакомых с детства произведений. Кроме того, А.М. Каневский – автор иллюстраций к произведениям Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, А. Толстого, В. Маяковского, В. Катаева, Н. Носова и др.

 

Каневский А.М.
"Посудите, где ж подтяжки мне себе купить тогда?"
Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского "Плюшкин". 1963

 

 

Каневский А.М.
"О коряги якорятся..."
Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского "Служака". 1963

 

 

Каневский А.М.
"Почему вы не летаете?..."
Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского "Шесть монахинь". 1963


Каждый художник, работающий в области книжной графики, старается решить нелегкую задачу объединения эмоционально-выразительного художественного образа и стилистического соответствия литературному тексту в сознании читателя. Именно поэтому все авторы иллюстраций, в том числе и перечисленные выше, обладают своим уникальным стилем. Стиль может варьироваться в зависимости от тематики произведения, будь то роман, стихотворение или сказка, но при этом оставаться узнаваемым. С момента отделения иллюстрации в самостоятельный жанр графического искусства, она насчитывает немалое количество разнообразных вариаций, к которым обращались авторы для создания своего собственного, индивидуального художественного языка.

 

Источники, используемые при подготовке выставки:
Чегодаев А. Д. Пути развития русской советской книжной графики. М., 1955.
Гончаров А. Д. Художник и книга. М., 1964

 

Кураторы проекта Я. Скоробогатько, Д. Титарева

Новости
20/07/2020

Музей работает с 10.00 до 18.00 ч. Выходной день - понедельник

20/03/2020

ПРОФИЛАКТИКА КОРОНАВИРУСА

29/05/2020

федеральный и региональный планы преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

27/02/2020

выставка работает до 31 августа 2020 года

18/04/2020

виртуальный проект из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

17/07/2020

виртуальная выставка к 150-летию со Дня рождения Леонида Борисовича Красина (филиал Музея мирового океана в Санкт-Петербурге - "Ледокол Красин")

13/07/2020

музейное онлайн-занятие по копированию работы В. Кононова "Рысистая" из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

15/07/2020

музейное онлайн-занятие по моделированию из бумаги для детей младшего школьного возраста

15/07/2020

онлайн-раскраска по мотивам произведения В. Загонека "Поле.Семья" из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

05/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

05/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

04/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

05/07/2020

музейное онлайн-занятие для детей младшего школьного возраста

09/07/2020

интерактивный кроссворд к виртуальной выставке "Пойдёмте в сад, я познакомлю вас с цветами..."

04/07/2020

онлайн-лекция об истории развития книги: от истоков до наших дней

18/04/2020

виртуальный проект Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

21/06/2020

виртуальная выставка графических произведений из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

21/06/2020

виртуальная выставка произведений из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

21/06/2020

Флориография в картинах. Виртуальная выставка произведений из собрания Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

20/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

31/05/2020

Брянского областного художественного музейно-выставочного центра

18/03/2020

Виртуальные прогулки по залам Русского музея и посещение онлайн-лектория.